Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник проекта «Школа Новых Технологий» 2017
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Восточный административный округ

Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования

История проекта.

Курчатовский проект был основан в 2012 году по инициативе Департамента образования города Москвы и НИЦ «Курчатовский институт». Целью проекта было обеспечение доступа учащихся школ города Москвы к современному высокотехнологичному учебному оборудованию, необходимому для осуществления на высоком уровне проектной и исследовательской деятельности. В рамках проекта была произведена поставка учебного оборудования в 37 образовательных организаций г. Москвы. Городской Методический Центр ДОгМ осуществляет информационную и методическую поддержку проекта.

«Мы, по сути, являемся свидетелями великого слияния наук. Причем это касается не только взаимопроникновения отдельных наук в естественно-научном или гуманитарном блоке. Эти два условных массива, отколовшихся от некогда единой натурфилософии, вновь сближаются, идет слияние естественно-научных и гуманитарных знаний. Но невозможно сложить все сотни дисциплин сразу. Поэтому сегодня новый мировой тренд научного развития - конвергенция (слияние. - Ред.) нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий - НБИК-конвергенция», - говорит президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

Конвергенция наук на уровне школьного образования осуществляется в рамках Курчатовского проекта под руководством квалифицированных педагогов и в тесной связи со специалистами Курчатовского института. Сегодня Курчатовский проект - это и работа с высокотехнологичным учебным оборудованием, требующим расходных материалов и программного обеспечения, и методические разработки по организации занятий, и мастер-классы по обучению работе с оборудованием, и курсы повышения квалификации. В настоящее время этот сложный комплекс мероприятий эффективно реализуется не только в школах - участницах Курчатовского проекта, но и в образовательных организациях, активно сотрудничающих с ними.

В рамках организации предпрофильного и профильного образования Курчатовский проект стал ярким примером междисциплинарного подхода и связующим звеном между предметами гуманитарного и естественно-научного циклов.

Обоснование проекта.

Проект позволит сделать существенный шаг вперед в развитии образовательного учреждения, поощрить творческую инициативу учителей. Педагоги, готовые участвовать в проекте получат возможность повысить качество создания и использования новых образовательных технологий, активных методов обучения, эффективность управления образовательным мероприятием, качество планирования и осуществления ключевых процессов, обеспечения решения образовательных, воспитательных и здоровьесберегающих задач. Учащиеся, которые будут с большим удовольствием приобретать навыки экспериментальной работы и исследовательской деятельности.

· Создание условий для обучающегося, содействующих развитию исследовательских способностей, поддержка соответствующих видов деятельности со стороны взрослых.

· Выявление зоны ближайшего развития, диагностика способностей и трудностей и выработка путей их преодоления и компенсации.

· Реальное осуществление требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий в ходе учебной деятельности, реализации естественно-научных лабораторий (в том числе – в мобильной форме).

· Использование естественного детского любопытства, ориентации на коммуникацию и сотрудничество, поддержанных и усиленных на дошкольной ступени, для формирования проектно- исследовательской формы учебной деятельности.

· Освоение исследовательской парадигмы: навыков наблюдения и эксперимента, измерения (как объективизации ощущений), фиксации в цифровой форме, наглядного представления данных, генерации моделей, алгоритмов и предсказаний.

· Получение опыта непосредственного восприятия наиболее впечатляющих объектов и явлений (в том числе – неожиданных, парадоксальных, привлекательных).

· Насыщенная внеурочная деятельность в направлении деятельностного освоения естественно-математического содержания (экскурсии, проекты, музеи занимательной науки в школе, выставки).

· Формирование целостной картины мира, системы ориентации в нем, классификации объектов и явлений, дифференцировки и интеграции (унификации), выстраивание причинно-следственных связей.

· Приобретение позитивного опыта индивидуальной и коллективной деятельности и коммуникации, в том числе – дистанционной, в исследовательских проектах.

· Включение в деятельность Научно-производственного кластера, обеспечивающее постановку задач соответствующего уровня совместно с учащимися.

· Формирование портфолио (включающего и более ранние работы).

· Первичное привлечение учащихся к естественно- математическому образованию через систему кружков и конкурсов, в том числе – дистанционных, формирование сообществ, в том числе – сетевых.

· Обеспечение поддержки участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, выставках.

· Воспитание способности к восприятию и освоению новых технологических областей.

· Определение мест(а) будущей работы с привлечением Научно- технологического кластера.

Задача проекта.

Сформировать системные представления об окружающем мире на этапе начального образования, которое определяет мотивацию учащегося и на весь последующий образовательный цикл.

Цели проекта.

— Сформировать у школьников мотивацию к получению естественнонаучного образования.
— Заложить основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ.
— Предоставить возможность участия в выполнении учебно-исследовательских проектов.
— Сориентировать учащихся выпускных классов на поступления в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.

Основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие основные черты развития естественных наук:

1) переход к наноразмерам;

2) изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;

3) сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;

4) междисциплинарный подход вместо узких специализаций.

Эти положения определили содержание образовательных ресурсов, которые применяются учителями в Курчатовском проекте.

Реализация проекта.

Создание конвергентных лабораторий предоставило учащимся и педагогам новые возможности:

1. Оборудование соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования к условиям реализации образовательных программ и обеспечивает выполнение межпредметных исследований;

2. Оборудование лабораторий формирует аппаратные комплексы для решения максимального количества учебных задач на базе школьных лабораторий;

3. Оснащение обеспечивает деятельностное освоение предмета на базовом или углубленном уровне и реализует профильное обучение.

4. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.

5. В условиях конвергентных лабораторий учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, ставшие неотъемлемым элементом среднего общего образования.

Очень важно, что в современных федеральных государственных образовательных стандартах впервые в истории отечественного образования умение учиться выделено как самостоятельный и важный результат образования.

Обучение в конвергентных лабораториях направлено на освоение универсальных учебных действий и понятий, находящиеся на стыке предметных дисциплин, которые в перспективе позволяют достигать высокие предметные результаты.

Структура Курчатовского лабораторно-исследовательского комплекса:

1.Цифровые лаборатории и лабораторные наборы для конвергентных исследований и научных проектов.

2.Комплекс нанотехнологических исследований

3. Геоинформационный комплекс

4.Специализированная лабораторная мебель

ДООСНАЩЕНИЕ КУРЧАТОВСКОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО КОНВЕРГЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ;

1. Наборы для цифровой микроскопии

2. Оборудование для экспериментальной психофизиологии

3. Наборы для исследований в области физической химии

и моделирования сенсорных систем.

Кабинет химии был оснащен спектрофотометром, позволяющим проводить количественные и качественные измерения, определять спектр поглощения веществ.

Цифровой иономер, позволяет проводить высокоточные измерения и исследовать концентрацию ионов в любых растворах.

Электронные весы позволяют измерять массу с точностью до тысячных и решать задачи по количественной химии.

Наборы реактивов позволяют проводить не только базовые эксперименты из курса школьной химии, но и изучать физико-химические показатели веществ и готовиться к профильным олимпиадам.(фото)

Кабинет физики включает в себя следующее уникальное оборудование:

Спектрометр - для анализа спектров поглощения и излучения веществ;

Атомный силовой микроскоп, с помощью которого можно изучать физические свойства и структуру вещества на уровне наноразмеров.

Набор «Лазерное излучение» позволяет получать голографические изображения различных трёхмерных объектов.

Набор для определения удельного заряда электрона даёт возможность наблюдать и исследовать движение электронов в магнитном поле.

Телескоп позволяет более детально изучать различные астрономические объекты и явления (лунные и солнечные затмения), а также составлять карту звёздного неба.

Кабинет географии оснащён следующим уникальным оборудованием:

Благодаря современной цифровой дистанционной метеостанции возможно создание школьной метеорологической службы, а в комплексе с другим оборудованием (по биологии, химии и физике) осуществление экологического мониторинга абиотических факторов среды.

Аппаратно-программный комплекс для приема данных дистанционного зондирования Земли позволяет использовать современные космические технологии, которые помогают получать самую современную информацию о процессах и явлениях происходящих на планете. Интерактивные столы позволяют работать с интерактивными картами, 3D-моделями природных объектов и явлений, космоснимками.

Комплект оборудования по биологии позволяет проводить исследования и эксперименты на пришкольных участках, парковых зонах, водных объектах. В набор оборудования входит мобильная лаборатория, необходимая для проведения биолого-экологических и биолого-химических исследований, анализа почвы, воды и воздуха.

Набор «Молекулярная биология» позволяет выделять ДНК из биологических объектов, создавать генетически модифицированные организмы, проводить биохимическую диагностику.

В процессе организации среды лабораторий школы-участники проекта применяли рекомендации, представленные на сайте Городского методического центра.

Мероприятия по оценке навыков:

1.Предпрофессиональный экзамен

2.Предпрофессиональные олимпиады- ВОШ, Московская Олимпиада школьников ,олимпиада «Курчатов» и др.

3.Сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся

4.Конференции «Курчатовский проект-от знаний к практике, от практики к результату»

5.Научная школа НИЦ «Курчатовский институт»;

6.Использование оборудования для фронтальных лабораторных и практических работ рамках выполнения учебных программ с оценкой навыков ;

7. Использование в современного высокотехнологичного лабораторного оборудования для организации практикумов, проектной и исследовательской работы обучающихся выполнение экспериментальных заданий творческого характера в урочное и внеурочное время;

8 .Мастер-классы, школьные конференции, семинары, защита технических проектов;

9.Экскурсии и мастер-классы в школьных лабораториях для дошкольников.

10.Демонстрация возможностей лабораторий для родителей ( дни открытых дверей).

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ:

  • Биосистема
  • Приборостроение
  • Транспорт
  • Материаловедение
  • Экология и природопользование
  • Информационные системы.

Городская конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике»:

http://profil.mos.ru/kur.html#/

16.02.18
Самый романтичный предмет — астрономия — с 2018 года вернулся в московские школы.
подробнее
обновлено: 16 февраля 2018